На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 282 подписчика

Свежие комментарии

  • Михаил Еграшин
    Россия тоже экспорт запретила + казахи. Континентальный неурожай? А на фоне потери валютной выручки - однозначный рос...Казахстан вводит ...
  • Михаил Еграшин
    Наши экспорт запретили, теперь казахи 🤔 Стоит задуматься. Может горбачёвские "временные трудности" начинаются?Казахстан вводит ...
  • Михаил Еграшин
    - Эммануэль, поцелуй меня! - Куда? - Туда. - Куда, куда?! (c) КВНЭксперт Фенуик: я...

Дмитрий Петров о детях в рекламе

"Чем заменить оловянных солдатиков?" - спрашивал себя и читателей Джордж Оруэлл в рецензии, которую он - автор одного из ярчайших антитоталитарных романов "1984" - написал на известнейший тоталитарный манифест "Майн кампф". И отвечал: не знаю, но оловянные пацифисты явно не подойдут.

Когда она выходит в журнале "New English Weekly" 21 марта 1940 года, Британия участвует во Второй мировой войне. Никто не знает, какую дикую цену заплатит за нее человечество, но память о Первой мировой - самой кровавой из всех, что знало тогда человечество (10 066 671 погибших солдат и 11 440 310 мирных жителей) - еще свежа.

Но при этом, замечает Оруэлл, одни люди мечтают жить в комфорте - спокойно, безопасно, следуя здравому смыслу, а иные желают борьбы, гремящих барабанов, реющих стягов, парадных изъявлений преданности, стройных колонн и огня. Помните советскую песню: "только нам по душе не покой - мы сурового времени дети…"? Это про них.

Пока первая группа стремится к открытости, миру, добрым связям с другими народами, к труду ради благополучия своей страны и своих близких, вторая жаждет господства. И обе эти группы населяют одну страну. Меж тем искусные спецы организованно и целенаправленно убеждают, что взгляды первой группы - мещанская слабость, а цели второй - пик патриотизма. И разъясняют, что в рабочей спецовке и костюме ученого человек, конечно, одет, но украшает его только мундир.

И на улицы выходят взрослые и дети в форме, а то и с оружием (обычно - бутафорским). А в парке Сокольники за 400 родительских рублей дети могут проехать в уменьшенной копии танка Т-34; гремят гусеницы, скрипит люк, орудие готово… Броня крепка!

В витринах магазинов - манекены обоего пола в галифе и гимнастерках. Онлайн и оффлайн полны образов из серии "малыши на войне".

Некая компания выпускает календарь-2020, где на обложке отрок весь в дыму и форме с тремя "кубарями" в петлицах. В руке у него пистолет, на лице его - кровь, в глазах - решимость.

А дальше 12 страниц - 12 месяцев войны. Январь - артиллеристы лет 8-10 палят из пушки ЗИС-3 - ящики, снаряды, ППШ. Октябрь - стрелки того же возраста в синих пилотках войск НКВД стреляют из окопа. Ноябрь - мальчики-матросы - бескозырки, бушлаты, автоматы - уставили в небеса счетверенный "Максим". Февраль - вам в лицо глядят противотанковое ружье, автоматы и суровые очи карапузов в форме 1943 года. Всюду гильзы, гранаты, дым и копоть. А как без них? Разгар же боя…

Сеть сообщает: на снимках - дети сотрудников фирмы, выпустившей этот корпоративный продукт, не поступавший в продажу. И та же Сеть тиражирует его безгранично. Это нормально - свобода информации. А я не хочу обсуждать меры, предусмотренные пунктом 6 статьи 6 "Закона о рекламе", запрещающего показывать несовершеннолетних в опасных ситуациях, "побуждающих к совершению действий, в результате которых жизнь и (или) здоровье детей могут оказаться под угрозой".

Не хочу обсуждать и закон "О защите детей", запрещающий распространение продукции, обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающей к насильственным действиям - то есть предназначенной для оборота в России продукции СМИ, печатной продукции, а также распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете.

Кстати, в 2011 году арбитражный суд рассматривал дело о картинке на обложке музыкального альбома - кровь и девочка с пистолетом. И счел использование этого образа нарушением законодательства о рекламе и прав ребенка, так как создание угрожающей атмосферы мешает его воспитанию и развитию.

Но повторю: я обсуждаю здесь не это. А упоминаю, чтобы показать: общество не равнодушно к обряжению детей в военную форму и к их участию в виртуальных боях.

Да, оно знает: если есть спрос на игрушку-пистолет-автомат-пулемет - их выпустят и продадут. Знает, что романтическое отношение к войне прививали многим поколениям кучей способов - от школьных смотров строя до песен, книг и фильмов, и привили. Что инстинкт борьбы никто не отменял, а игра в войну - древняя забава.

Когда-то отпрысков дворянских родов в детстве приписывали к полкам, одевали в мундиры. В Британии подростки служили во флоте, и вовсе не юнгами. Годами мальчишки носились по дворам, полям, лесам, играя в "наших" и "ихних" - кто с покупным оружием, кто с винтовкой (наганом, мечом), выпиленными из доски. И радовались дареным гильзам и погонам.

Снимки детей в фуражках в 1940-70-х не редкость в СССР и за рубежом. Кто тогда думал, как это действует на психику и мировоззрение? А если и думали, то как идет Павлику-Юрику-Марику бескозырка. Или: воспитываем мужика, защитника!

Либо вдруг открывали, что грань между долгом защиты и пороком агрессии тонка. И там, и там годны та же каска и берет. А автомат - это средство и обороны, и атаки, и освобождения, и захвата. Стреляет не оружие - стреляют люди. Все зависит от того, как их воспитали, какие ценности привили.

Жизнь, здоровье, счастье семьи, благополучие, труд, мир, терпимость к другому… Общество, пусть медленно, но, похоже, все же усваивает уроки чудовищных битв, геноцидов и разрушений. А, быть может, и проповеди гуманистов от Льва Толстого до Бертрана Рассела. Оно чувствует: самое страшное, что есть в мире, - война. Украшать ее, романтизировать, делать привлекательной - значит рекламировать. Продавать ее. В том числе - детям. Или - используя их.

Кто-то спросит: но где - реклама? Ролики, билборды, страницы в газетах и журналах, баннеры на сайтах? Не стоит искать ее на стандартных и привычных "носителях". Вирус не предупреждает: эй, я зараза! Яд не поет: я токси-и-ичен! Пропаганда не кричит: это - я. А ловко формирует эмоции и выбор людей, системы представлений, условные рефлексы и картины мира, нужные заказчикам.

Что мешает назвать рекламный или пропагандистский трюк "воспитанием почтения к священным символам и воинской доблести"? Ничто. И сразу все вроде ясно. Что не так? Но психолог Елена Кузнецова не согласна. Она считает, что "воспитательный посыл, который получают дети через подобные действия: война - это здорово, это праздник".

"А надо не так", - пишет Елена. Для миллионов людей война - не победа, а могила. Кому - личная, кому - братская, кому - просто яма. Другим - увечья, горе, голод, гибель.

Хорошо, когда о героизме и торжестве побед детям говорят в школе, дома, в ТВ и Сети. Но верно ли и нужно ли за героикой прятать руины, беду и зло?

Где на снимках малышей в форме любовь к Родине? Где работа ради ее мира и блага? А ведь эта работа и есть патриотизм.

"То подлинно важное, что родители могут дать детям - ценностная ориентация, умение различить добро и зло и выбрать добро", - считает врач-психиатр Андрей Вербицкий. - Романтизация войны без освещения ее жертв, разрушений и мучений рушит ценностную структуру. Лишает критического взгляда на события. Побуждает славить тех, кого надо жалеть. Ведет к деградации душевных способностей. А она - к психическим травмам, неумению распознавать действия, ведущие к новым катастрофам, и противиться им.

Так можно вырастить поколение, весело шагающее туда, где дух романтики сменяют дым и кровь. Задача взрослых - напоминать детям о бедах, которые нельзя повторить.

Нобелевский лауреат психофизиолог Конрад Лоренц пишет: "Когда при звуках старой песни или марша по мне хочет пробежать священный трепет, я гоню это искушение, говоря себе: шимпанзе тоже производят ритмичный шум, готовясь к нападению. Подпевать - значит класть палец в рот дьяволу".

Ступайте в Google. Найдете детей, превращенных в солдат. Порой - с копиями оружия. Вот девочка спешит на подвиг, тащит санитарную сумку. Маленький мальчик в пилотке и гимнастерке с автоматом игрушечным, но похожим. Малыш в форме ВДВ изучает пистолет. Еще мальчик - в каске и с наганом… Их сотни.

Люди довели инструменты продвижения любых товаров - от захватов чужих земель до прокладок - до той степени изощренности, когда с виду это мультик, комикс, картинка или сетевое видео, а на самом деле - мощное средство воздействия на подсознание, орудие кодирования и управления выбором, внедрения мировоззрения. Ведь и их современный мир - хотим мы этого или не хотим - превратил в товар. А заодно и в средство управления. Приправив телевизионными "пятиминутками ненависти".

Да, в моменты нападений и порабощений патриотизм это, в первую очередь, борьба с поработителями и агрессорами. Но только в этом случае. Поэтому, если уж говорить об одежде и орудиях, куда более патриотичным видится не гимнастерка и каска бойца, а шлем строителя, костюм рабочего и предпринимателя; не автомат, пулемет и пушка, а конструктор и компьютер.

Оруэлл прав: оловянные пацифисты, конечно, не к месту. Но дети - растут.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх