Как выяснила "Газета.Ru", из России ушли ключевые поставщики автомобильных красок, необходимых для кузовного ремонта. У остальных нарушились логистические цепочки поставок, в связи с этим эксперты рынка и сервисмены уже через два месяца ожидают дефицит красок для ремонта автомобилей.
Опрошенные "Газетой.
Ru" представители автосервисов и поставщики лакокрасочных материалов (ЛКМ) пожаловались на перебои с ввозом красок и ощутимое сужение ассортимента доступных материалов для кузовного ремонта. При этом ряд компонентов для автомобильных красок в России вовсе не производится."Сейчас мы наблюдаем отток производителей, даже тех, кто много лет был на рынке. В основном, конечно, это европейские всем известные производители,
- рассказал "Газете.Ru" руководитель кузовного сервиса Fit Service Ярослав Кукарин. - Например, бренд "3М" прекратил свои поставки в Россию и сейчас на складах лишь остатки. Ушла с рынка и такая известная компания, как Quickline, со всей их продуктовой линейкой".
По его словам, российские производители ЛКМ также в основном работают с зарубежными компонентами: например, у компании АРС они поставляются из Германии, у "Европроект Груп" и "А1" исходные материалы для производства итальянские.
Впрочем, для автосервисной отрасли куда более тяжелый удар в том, что
Россию покинули три ключевых поставщика - PPG, Basf и AkzoNobel,
рассказала "Газете.Ru" маркетолог компании Auto3N (занимается поставками запчастей) Марина Белоглядова. Нидерландская компании AkzoNobel (принадлежит известный бренд автомобильных ЛКМ Sikkens) помимо прочего обеспечивала комплексное оснащение кузовных цехов и учет расхода лакокрасочных материалов, добавляет собеседница.
На сколько хватит запасов
По словам экспертов рынка, уже в августе этого года автомобилисты России, вынужденные ремонтировать свои разбитые машины, могут почувствовать дефицит автоэмалей.
"Тех складских запасов, которые остались у дилеров и автосервисов, хватит примерно на 2 месяца", - говорит Марина Белоглядова из Auto3N.
С уходом AkzoNobel хлынет продукция из Китая, но там с качеством краски большие проблемы, плюс у китайцев нет нормальной системы цветоподбора, автомобиль премиум-сегмента никто не возьмется красить китайской краской, отмечает собеседница.
Июнь – первый месяц, когда начал ощущаться недостаток материалов высокого качества, до этого проблем не было, скорее всего, поставщики продавали старые запасы, соглашается в беседе с "Газетой.Ru" руководитель кузовного цеха группы компаний "Автолайк" из Екатеринбурга Алексей Хузин.
"Например, премиум-линейка AkzoNobel практически вся раскуплена и недоступна к заказу – полный спектр, от грунта до лака", - объясняет представитель "Автолайка".
По его словам, такие материалы предпочтительно использовать с точки зрения скорости и качества работ – в частности, от них зависит точное попадание "в цвет" при кузовном ремонте. Абразивные материалы немецкой 3М, поставки которых также прекращены, более эффективны и экономичны в использовании, чем аналоги.
"Насколько я знаю, материалов премиум-класса у поставщиков осталось на 1-2 месяца. Далее будем решать проблемы по мере их появления",
- резюмирует Хузин.
На сегодняшний день на рынке ЛКМ наблюдается нестабильность и отсутствие отдельных компонентов красок, кроме того, переход на альтернативные материалы может привести к снижению качества работ, соглашается директор кузовного цеха СТО "Виадук" Алексей Марланд.
"Прогнозируемое наличие остатков на складе поставщиков сейчас нестабильно. И если раньше я на СТО держал запас материалов на месяц работы, то сейчас нужно загружать склад на 2 месяца вперед, чтобы из-за отсутствия какого-либо компонента краски работа не остановилась", - объясняет Марланд "Газете.Ru".
Чем заменят
По его словам, ранее, при работе на немецких компонентах, можно было давать гарантию на ремонт до 3-5 лет, с учетом того, что материалы демонстрировали стабильное качество. С российскими материалами наблюдаются перепады качества в зависимости от партии. При этом в качестве альтернативы на рынке появляются материалы из Турции и Китая.
"К поиску альтернатив нас подталкивает и сотрудничество со страховыми компаниями. Расценки на ремонт не растут так, как цены на материалы.
Страховщики, разумеется, не могут изменить стоимость полиса для автовладельца, и поэтому заставляют нас укладываться в те нормативы, которые были прописаны", - подытожил Марланд.
Поставщики лакокрасочной продукции также признают перебои с поступлением новых партий товара. В компании "Автоэм", занимающейся поставкой автомобильных лакокрасочных материалов и оснащением окрасочных цехов "Газете.Ru" рассказали, что эти товары закончились около недели назад.
"Мы пока не продаем краски и эмали. Товары на складе закончились. Новую партию ждем дней через десять. Логистика сейчас усложнилась, все происходит гораздо дольше", - рассказал "Газете.Ru" представитель компании.
В России производятся далеко не все компоненты лакокрасочных материалов, вопросы замены ранее не прорабатывались, потому что нынешнюю ситуацию предусмотреть было невозможно, полагает замдиректора по развитию компании "Колор-Шоу" Юрий Белогорохов.
"Производители лакокрасочных материалов в стране есть – в Дзержинске, завод АРС в Твери. Если бы у нас производились все необходимые пигменты и смолы, вопрос бы был решен, - отмечает Белогорохов в беседе с "Газетой.Ru". – Остается надеяться на то, что будет проявлена политическая воля и запущено производство отечественных компонентов в этом секторе промышленности".
Тотального дефицита в кузовном ремонте по лакокрасочным материалам нет, однако наибольшие сложности ожидаются у СТО, которые ремонтируют автомобили по каско, а также у дилеров, добавляет Ярослав Кукарин из Fit Service.
"Будут поставки из Китая и Индии, а через два-три года появится собственное лакокрасочное производство", - надеется он.
Свежие комментарии