На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 611 подписчиков

Свежие комментарии

Рецензия на сериал Романа Волобуева "Последний министр"

На стриминговом сервисе "КиноПоиск HD" вышел первый оригинальный сериал — сатирическая комедия "Последний министр". По сюжету непутевый чиновник становится главой министерства перспективного планирования. Но вместо того, чтобы тихо сидеть на месте, как рассчитывают наверху, он принимается за бурную деятельность.

Режиссером и соавтором сценария выступил Роман Волобуев ("Холодный фронт", "Блокбастер"), в главных ролях снялись Ян Цапник и Ольга Сутулова. Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков рассказывает, почему "Последний министр" станет одним из ключевых сериалов 2020 года.

После старта "Гущи событий" Армандо Ианнуччи в британском эфире прошло 15 лет. Конец застоя, оттепель, Россия догоняет цивилизованный мир. В 2020 году внезапно можно шутить про власть без льготного билета в автозак (подозрения на этот счет были и раньше). Не вполне ясно, как относиться к такому откровению. Вроде бы лучше поздно, чем никогда; вроде бы до этого никто ничего открыто не запрещал. Пару лет назад всех будоражили "Домашний арест" и "Год культуры" — комедии о чиновниках-казнокрадах в российской глубинке. "Последний министр" Романа Волобуева потихоньку засеивает возделанную почву — и, по примеру своего героя, решительно пересекает границу МКАД.

Потопив город Малая Пышма, чиновник Тихомиров (Ян Цапник) возглавляет министерство перспективного планирования (звучит угрожающе реалистично, но оно выдуманное). Функционер наводит шухер в подконтрольном ведомстве и начинает фонтанировать инициативами. В ужасе все: амбициозные старожилы (во главе с героиней Ольги Сутуловой), стажерка Соня (Софья Лебедева) и таинственные вышестоящие лица (Александр Ильин и Федор Лавров).

К счастью или сожалению — ничего криминального в первых двух сериях нет (видевшие побольше говорят, что поводы переживать все же имеются). В те моменты, когда Волобуев отвлекается от цитирования Паоло Соррентино (в заставке и, вероятно, в сцене с бассейном), герои изъясняются доступными эвфемизмами ("набережная" и "площадь"), смотрят канал "Дрожь" (простите, "Дро///ь") и пытаются легализовать мат. Деятельность тихомировского министерства пока сложно назвать подрывной, однако есть надежда, что в следующих чтениях содержание дойдет до необходимого градуса безумия. Сравняется ли он с реальностью — уже другой вопрос. Сам Волобуев в Facebook заранее извиняется, что из-за регулярно обнуляющейся повестки сериал сперва будет выглядеть не сатирой на русскую стабильность, а ностальгическим ретро про нее.

В процессе достается примерно всем причастным к упомянутой стабильности. Главным образом "Министр" — это, конечно, процедурал о жизни условного "бешеного принтера". Но его целевая аудитория, слава богу, не замыкается на либеральной Facebook- и Telegram-тусовке (про Telegram у "КиноПоиска" тоже будет сериал). Во всяком случае, сатирических выпадов в ее сторону по итогам двух эпизодов насчитывается чуть ли не равное количество. А гротескный финал второй серии и вовсе потянет на гневный пост о предательстве демократических ценностей (Волобуев певцом революции, напомним, не нанимался).

Решение поставить у руля российского министерства искреннего героя с более-менее адекватным моральным компасом, пусть и явного болвана, само по себе выглядит издевательски. Особенно если учитывать, что сегодня мы сериалы больше слушаем, чем смотрим, уставившись в телефон и листая тревожные новости. Но воспринимать "Последнего министра" в формате аудиоспектакля долго не выйдет: он изначально снимался для онлайн-релиза, поэтому персонажи, помимо прочего, с удовольствием сквернословят. Это обстоятельство, во-первых, вынуждает иногда мысленно подскакивать на месте, а во-вторых, усиливает своеобразный ретро-эффект, напоминая о фривольности российского кино девяностых и нулевых.

Еще сериал выделяет частичный отказ от привычки подбирать актерский состав по закрепившимся амплуа. Цапник здесь не похож ни на грустного доктора-алкоголика из "Гоголя", ни, тем более, на таксиста-маньяка из "Метода". Сутулова разительно отличается от страдающей революционерки из "Троцкого" и светской сводницы из "Содержанок". Нелли Уварову (она играет жену министра) просто всегда приятно встретить. Впрочем, есть и знакомые лица c привычными выражениями. Лавров опять угрюмо обкашливает вопросики, Сергей Степин снова изображает простоватого завхоза, близняшки Дарья и Екатерина Носик — понятно, странные близняшки.

Даже после вычета конъюнктурного аспекта "Министр" все еще остается отличным политическим ситкомом: интересным, а местами — жутко смешным. Интонационно и стилистически (и актерским составом) он похож на другой проект Волобуева "Детективный синдром" (пока не вышел) — бодрую смесь фильма "Пролетая над гнездом кукушки" и сериала "Холистическое детективное агентство Дирка Джентли". Сегодня в России снимают довольно много сильных драматических шоу, но с комедией все пока несколько грустнее. "Последний министр" выигрывает уже за счет того, что не похож ни на однотипную продукцию ТНТ (этим грешит и "Домашний арест"), ни на однотипную продукцию СТС. "КиноПоиск", недавно анонсировавший линейку первых оригинальных шоу, как будто бы настроился на звание ведущего онлайн-кинотеатра всея Руси.

Наконец, какое бы впечатление ни производило отсутствие политической зажатости и скованности у людей, которые его делали, в конечном итоге эти вещи все равно крайне заразительны. Тем не менее прыгать от счастья пока, наверное, рано. "Гуща событий" выходила на главном телеканале Британии. "Министра" показывает принадлежащий "Яндексу" онлайн-сервис "КиноПоиск HD", в названии которого слова "первый" и "канал" отсутствуют (для протокола: "Домашний арест" и "Год культуры" все же попали на ТВ). Но так, хочется верить, победим.

 

Ссылка на первоисточник
наверх