Ученые из Университета Отаго в Новой Зеландии выяснили, что родительские убеждения в области социального доминирования и авторитаризма могут сказываться на развитии у детей так называемой "теории разума" — способности понимать, что у других людей могут быть свои желания, убеждения и эмоции. Работа опубликована в журнале International Journal of Behavioral Development (IJBD).
Авторы изучали, как мировоззрение родителей отражается на их речевом поведении и, как следствие, на социальных навыках детей. Исследование охватило 79 матерей и их детей в возрасте от 2 до 6 лет. В рамках эксперимента матерей просили описывать изображения детей, принадлежащих к своей этнической группе и к "внешней" группе.
При этом фиксировалось, как часто они используют слова, отражающие мысли, чувства или желания.Результаты оказались показательными: матери с более выраженными авторитарными взглядами значительно реже употребляли "эмоциональные" слова при описании детей из другой этнической группы. Кроме того, их собственные дети показали более низкие результаты в тестах на теорию разума — даже после учета уровня языка, возраста и образования матери.
"Если вы меньше говорите с ребенком о чувствах и мыслях других — особенно о людях, не похожих на вас, — вы тем самым ограничиваете его возможности учиться понимать других", — объяснил профессор психологии Тед Раффман, один из авторов исследования.
Ученые призывают к проведению более масштабных исследований, чтобы глубже понять, как убеждения родителей формируют будущую социальную чувствительность детей.
Свежие комментарии