На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 600 подписчиков

Свежие комментарии

  • Влад Владимиров
    Самым, как говорят, обычным адекватным людям понять этих желто-блакидных полудурков, увы, не дано... То они прыгают ...Захарова: проигры...
  • Александра Савина
    Ребята благодарю за то что поймали его до террактаРИА: Филиппову, о...
  • Сергей Иванов
    Банана ей не хватает.Теннисистка Серен...

RSOS: просвещение стимулирует критическое мышление

Команда исследователей из Университета Деусто, Университета Гранады и Королевского общества по открытой науке провела серию онлайн‑экспериментов, чтобы понять, можно ли помочь людям избегать иллюзии причинности. Работа опубликована в журнале Royal Society Open Science (RSOS).

Люди нередко ошибаются, думая, что одно событие обязательно вызывает другое — такая когнитивная ошибка называется "иллюзией причинности".

Например, вера в чудодейственные свойства псевдолекарств, когда человек считает, что "это помогло", хотя выздоровление случилось естественным образом.

Участников предлагали представить себя врачами, которые лечат пациентов: давать препарат или нет, а затем наблюдать — выздоравливают ли люди. Но на самом деле этот препарат не имел никакого эффекта — шанс на выздоровление был одинаков в любом случае. Тем не менее многие участники приписывали ему эффективность.

В двух первых экспериментах половину испытуемых поощряли финансово. Однако мотивация не помогла выявить связь "препарат → выздоровление" — иллюзия сохранилась. Зато в третьем эксперименте сформулированное инструкция о том, что люди часто ошибаются, и что важно обращать внимание на случаи, когда вмешательство отсутствует, действительно помогла. Инструкция значимо снизила склонность к ложным выводам, хотя полностью устранить искажение не удалось.

Исследователи пришли к выводу: усиление мотивации не помогает бороться с иллюзией причинности, а вот простое просвещение о ее природе — вполне. Даже короткая рекомендация типа "учитесь оценивать, было ли влияние или нет, а не только когда есть действие" делает мышление более критичным и помогает избегать ошибок.

Именно такой подход наиболее перспективен для обучения научному взгляду на мир.

 

Ссылка на первоисточник
наверх