На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 657 подписчиков

Свежие комментарии

Эксперты рассказали о проблемах американского проекта истребителя шестого поколения NGAD

На фоне боевых действий на Украине и санкций против России в США продолжаются дискуссии вокруг облика и функций истребителя шестого поколения, создаваемого по программе Next-Generation Air Dominance (NGAD) с таким расчетом, чтобы в 2030 году принять его на вооружение. "Газета.Ru" разбиралась, как может выглядеть этот самолет.

В предложении Белого дома по оборонному бюджету на 23 финансовый год было заявлено $9 млрд на исследования и разработки, испытания и оценку проекта NGAD. При этом проект находится в так называемом целевом фонде и получит, если его утвердит Конгресс, нераскрытую схему финансирования. На что конкретно уйдут деньги – неизвестно.

Пока единственный намек на перспективный облик истребителя шестого поколения содержится в рекламном ролике производителя, компании Northrop Grumman – среди линейки самолетов эксперты разглядели носовую часть будущего самолета с одноместной кабиной и воздухозаборниками двигателей в верхней части корпуса.

О функциях этой машины официально известно следующее: она будет своеобразным "мозговым центром", управляющим целым рядом беспилотных "ведомых", которые будут выдвигаться на сотни километров вперед для проведения разведки, а также самостоятельно уничтожать цели.

"То есть это носитель очень умного интеллектуального вооружения. И задача у него – лететь быстро, лететь далеко и брать побольше боевой нагрузки", – рассказал "Газете.Ru" главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров.

Директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, военный эксперт Василий Кашин отметил, что взаимодействие с беспилотниками будет возможно "только при помощи мощного искусственного интеллекта, который должен получить качественный скачок развития".

"Шестое поколение связано с ожиданием прорыва в сфере искусственного интеллекта. Оно должно быть опционально пилотируемым и в пилотируемом варианте взаимодействовать с целой сетью беспилотных платформ, которые смогут вместе с ним идти в бой", – пояснил Кашин. Роман Гусаров отметил, что аналогичные функции сейчас внедряются и в российские самолеты пятого поколения Су-57.

"Тяжелый беспилотник "Охотник" по размерам сопоставим с Су-57. По большому счету, один самолет может вести за собой несколько таких больших ударных носителей. И все что им нужно, это работать под управлением оператора: он определил цели, распределил их между носителями, и их задача – только донести вооружение до нужной точки и выпустить ракету, в которую уже заложена цель", – рассказал Гусаров.

По его словам, в эту же систему могут быть интегрированы и данные спутниковой группировки, и информация от специальных дронов-разведчиков, которые заблаговременно выдвинулись в зону проведения операции и мониторят обстановку.

"Поскольку самолеты шестого поколения будут уже, скорее всего, чисто композитные, многие системы будут существовать не отдельными блоками, а будут интегрированы прямо в фюзеляж и планер самолета. То есть, условно, какой-нибудь радар будет не отдельно вставляться в самолет, а уже будет впаян в крыло, датчики будут внутри. То есть, модернизация будет заключаться в том, чтобы пристыковать новое крыло, новый носовой обтекатель, и не надо для этого разбирать и собирать весь самолет", – привел пример Гусаров.

Эксперт отметил, что самолеты будущего должны обладать значительно большим радиусом боевого применения, чем нынешние истребители.

"Этот самолет должен будет уметь передвигаться с большим количеством вооружения на большие расстояния, – то есть, долететь, нанести удар и вернуться. Сейчас на взлет и посадку тратится половина топлива", – пояснил Гусаров.

При этом, по его словам, сверхманевренность для истребителя шестого поколения будет совсем не обязательна. "Как показывает боевой опыт применения, главное, чтобы у тебя был хороший радар и хорошие средства поражения, чтобы ты, даже не входя в зону поражения ПВО, мог нанести удар", – отметил эксперт.

В то же время Василий Кашин подчеркнул, что сейчас сложно прогнозировать, какими будет облик и функционал нового самолета, поскольку ситуация на рынке технологий постоянно меняется.

"Мы совершенно не знаем, какой облик, с учетом развития технологий, примет боевая авиация к 30-40-м годам, не получится ли так, что то, на что сейчас делается ставка, уйдет в прошлое, – например, не станет ли она полностью беспилотной или не будет ли там сделан акцент на более простых, но дешевых и массовых системах с искусственным интеллектом – фактически таких, как крылатые ракеты. Может быть, получится так, что эти супердорогие истребители уйдут в прошлое. Их заменит рой беспилотников", – резюмировал эксперт.

 

Ссылка на первоисточник
наверх