Нехватка рабочего персонала – общемировая проблема. В первую очередь она связана с падением престижа рабочих специальностей. Сложившийся культ высшего образования повысил конкуренцию за позиции "белых воротничков", в то время как экономике все больше нужны специалисты с практическими навыками. Мир получил переизбыток юристов, экономистов и маркетологов и катастрофическую нехватку тех, кто реально создает ценность: строит, чинит, доставляет, производит.
Кадровый кризис изменил рынок труда. Теперь его главный тренд – высокий спрос на "синих воротничков", рассказала "Газете.Ru" Ирина Пак, HR-директор логистического оператора NC Logistic."Сейчас компании активно работают над популяризацией рабочих специальностей, таких как механики и слесари. На фоне острого дефицита кадров конкуренция среди "синих воротничков" практически минимальна, при том что в вакансиях зачастую указывается зарплата выше, чем у офисных сотрудников. Пока "белые воротнички" ждут повышения, "синие" выбирают работодателя и диктуют условия", — объяснила она.
Особенно остро нехватка кадров ощущается в логистике. Отрасль стремительно развивается, поэтому растет востребованность складских специалистов, таких как кладовщики, комплектовщики товаров и операторы информационных систем управления складом (WMS). А ведь логистика – это кровь экономики. Без нее – пустые полки, остановленные заводы, кризис поставок. И те, кто сегодня выбирает профессию в логистике, могут войти в число самых востребованных специалистов.
Высокий спрос на профильных рабочих обусловлен осознанием реального вклада, который "синие воротнички" вносят в развитие отрасли. И всё свидетельствует о том, что этот спрос сохранится надолго.
"Среди основных причин нехватки специалистов со средним профессиональным образованием – старение населения и демографическая яма 90-х. В СССР рабочие профессии, такие как плотник или механик, пользовались уважением и были престижными. Большинство "синих воротничков" на рынке труда сегодня – это представители старшего поколения. Например, в логистике средний возраст водителей превышает 50 лет, а среди сотрудников склада – кладовщиков и комплектовщиков товаров – он составляет 45 лет. Демографическая яма 90-х годов привела к сокращению числа выпускников, готовых работать на производстве. Трудоспособное население сокращается, что усиливает конкуренцию за квалифицированных специалистов, включая выпускников профильных колледжей", — отметила специалист.
Приток молодежи в рабочие специальности остается низким, из-за чего кадровый кризис усугубляется. Поэтому компании активно привлекают профильных рабочих, предлагая ДМС, премии и участие в корпоративной жизни – бонусы, ранее доступные в основном "белым воротничкам".
"В текущей геополитической ситуации курс на укрепление экономики и снижение зависимости от импорта сохранится, что повлечет за собой рост потребности в рабочих кадрах. Автоматизация и роботизация трансформируют рабочие места, предъявляя новые требования к квалификации: понадобятся специалисты, способные обслуживать, настраивать и ремонтировать современное оборудование, что потребует не только практических, но и теоретических знаний, полученных в средних профессиональных учебных заведениях", — объяснила эксперт.
Высокий спрос на специалистов, прошедших обучение в профильных колледжах, – это устойчивый тренд, который сохранится в долгосрочной перспективе.
"В текущих реалиях при выборе профессии не стоит бояться или недооценивать работу руками. Если есть желание и талант в этой области, стоит смело развивать их. Фокус сместился в сторону практических навыков, которые, по сути, являются основными драйверами экономики. За два-три года обучения можно получить профессию, которая гарантирует стабильность, высокий доход и уважение", — резюмировала Пак.
Свежие комментарии