Главными "злодеями" в плохом световом дизайне выступают четыре фактора освещения. Об этом "Газете.Ru" рассказала архитектор, доцент кафедры "Медиа и дизайн" Московского художественно-промышленного института (МХПИ) Наталья Панкова.
По словам эксперта, современные проблемы со зрением в офисах и учебных заведениях напрямую связаны с неграмотным световым дизайном помещений.
Правильно спроектированное освещение способно не только снизить усталость глаз, но и повысить продуктивность работы, создав комфортную среду для длительной зрительной нагрузки."Главными злодеями в этой истории выступают четыре фактора освещения. Первый – неадаптивная яркость: слишком тусклый свет заставляет зрачки расширяться до предела, а слишком яркий – сжиматься в точку. И то, и другое изматывает глазные мышцы. Второй враг – холодный свет с высокой цветовой температурой выше 5000К, богатый агрессивным синим спектром, который подавляет выработку мелатонина и нарушает сон", — объяснила Панкова.
Она также отметила, что третий и четвертый скрытые "злодеи" — мерцание света с частотой ниже 80 герц и неравномерное освещение с контрастом больше чем 3:1.
"Даже если мы его не замечаем сознательно, глаз регистрирует каждое колебание, заставляя зрительную систему постоянно подстраиваться. Это как смотреть стробоскопическое шоу восемь часов подряд — голова начинает раскалываться уже через час. Финальный фактор — неравномерное освещение с контрастом больше чем 3:1, когда рабочая поверхность ярко освещена, а вокруг царит полумрак", — рассказала Панкова.
Она отметила, что современные технологии освещения наконец-то начинают учитывать потребности человеческого глаза.
"Появились светодиодные системы с возможностью плавной регулировки яркости и цветовой температуры в течение дня. Утром свет может имитировать бодрящее солнце с температурой 6500К, а к вечеру плавно переходить в теплые 2700К, настраивая организм на отдых. Это называется циркадным освещением – технологией, которая синхронизирует наши биологические ритмы с искусственным светом", — добавила эксперт.
По ее словам, дизайнеры офисов все чаще применяют принцип многоуровневого освещения: общий фоновый свет создает базовую освещенность, локальные светильники подсвечивают рабочие зоны, а декоративная подсветка за мониторами снижает контраст между экраном и окружающим пространством.
"Интересное направление – системы мониторинга зрительного поведения. Камеры отслеживают, как часто человек моргает, на каком расстоянии держит голову от экрана, делает ли паузы в работе. Если система замечает, что пользователь слишком приблизился к монитору или давно не отрывал взгляд, она деликатно напомнит о необходимости отдыха. Правило "20-20-20" стало цифровым: каждые 20 минут смотреть 20 секунд на предмет, удаленный на 20 футов", — объяснила Панкова.
Дизайнер заявила, что будущее светового дизайна видится в персонализации.
"Системы будут учитывать возраст пользователя, состояние его зрения, характер работы и даже генетические особенности восприятия света. Искусственный интеллект сможет в режиме реального времени корректировать параметры освещения, создавая идеальные условия для каждого конкретного человека. Уже сегодня такие технологии экономят компаниям миллионы на больничных листах и повышают производительность труда", — заключила она.
Свежие комментарии