"АвтоВАЗ" к осени ликвидирует тольяттинский "Завод автомобильных компонентов" (ЗАК), узнала "Газета.Ru". Еще в 2010 году этот актив достался автогиганту от полукриминальной "Группы СОК", к которой "АвтоВАЗ" сам едва не перешел во владение. В последнее время ЗАК не поставлял продукцию на конвейер, но показывал высокие обороты от аренды при том что основная выручка поступала от самого "АвтоВАЗа".
"АвтоВАЗ" - единственный участник тольяттинского ООО "Завод автомобильных компонентов" с долей в уставном капитале в 200 млн рублей - ликвидирует общество. Это следует из данных картотеки арбитражных дел. Согласно решению АС Самарской области, ликвидационная комиссия "ЗАКа" направила в суд иск о продлении процесса ликвидации до 2 сентября 2021 года. Иск удовлетворен, говорится в резолютивной части решения суда, с которым ознакомилась "Газета.Ru".
Достался от братков
"ЗАК" был введен в эксплуатацию в 1996 году. По данным тольяттинского еженедельника "Хронограф" вплоть до 2010 года контроль над этим активом был у "ВАЗинтерСервиса" (ВИС). Последний входил в "Группу СОК" самарского авторитетного бизнесмена Юрия Качмазова (сейчас в федеральном розыске). "Группа СОК" занималась поглощением вазовских поставщиков еще с девяностых годов.
Кроме того, группировке удалось установить единоличный контроль над дистрибуцией предприятия, ранее поделенный между многочисленными криминальными группировками Тольятти.
На тот момент ситуация разворачивалась критически, поскольку де-факто завод сам себе не принадлежал. А экс-директор "АвтоВАЗа" - им в середине нулевых был Владимир Каданников - написал тогда более 200 обращений в Генпрокуратуру и МВД с просьбой защитить предприятие, рассказывал Forbes.
Однако в 2008-м "Группа СОК" в итоге была вытеснена из "АвтоВАЗа" фактически с помощью силового захвата – на территорию завода вошел новый менеджмент госконцерна "Ростехнологиий" (ныне "Ростех") в сопровождении нескольких десятков омоновцев. Тогда же "ЗАК" находившийся в орбите "СОКа" и выпускавший небольшую номенклатуру изделий для моделей, ныне сошедших с конвейера Волжского автозавода, перешел в его владение. По данным "Хронографа" "СОКовцы" успели вывезти с "ЗАКа" штамповочное производство, а доход предприятия формировался за счет договора с "АвтоВАЗом" о поставке тары.
Уже в 2012 году ВАЗовцы нашли для "ЗАКа" новое применение –
существенную часть его площадей на 12 лет передали в аренду своему нижегородскому поставщику "Автокомпоненту",
сообщали "Ведомости". Нижегородцы за счет этого сократили логистическое плечо, а в новых цехах наладили производство деталей интерьеров для Lada 4х4 (сейчас Niva Legend) и Lada Largus, а также защитные крышки двигателя Lada Priora, Lada Kalina, скобы и держатели Lada Granta, панели приборов и обивки дверей, консоли и декоративные элементы панели приборов Lada Priora. Финансовое состояние
Впрочем, в прошлом году выручка "ЗАКа" в основном (93%) формировалась за счет самого "АвтоВАЗа", отмечается в пояснении к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах общества за 2020 год. Согласно базе СПАРК, за прошлый год оборот ликвидируемого предприятия составил 110,7 млн рублей, что на 26% ниже чем за предыдущий год. В качестве осуществляемых видов деятельности указаны сдача в наем собственного недвижимого имущества и общестроительные работы. Численность сотрудников завода на начало года – 19 человек, против 24-х в 2019 году.
"Руководство общества считает, что взаимоотношения с АО "АвтоВАЗом" в настоящее время являются основополагающими для результатов деятельности общества",
– сообщается в пояснении.
Примечательно, что в 2020 году проверявшие финансы и бухгалтерию "ЗАКа" аудиторы пришли к выводу, что по состоянию на 31.12.2019 у завода финансовое состояние было лучше половины всех микропредприятий России, занимающихся арендой и управлением собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код по ОКВЭД 68.20.2). При этом в 2019 году финансовое состояние организации улучшилось.
"При сравнении со средними общероссийскими показателями организация демонстрирует более высокий результат. Финансовое положение ООО "Завод автомобильных компонентов" значительно лучше, чем у большинства сопоставимых по масштабу деятельности организаций РФ, отчетность которых содержится в информационной базе ФНС и удовлетворяет указанным выше критериям", - отмечал в аудиторском заключении эксперт "ВИП-Аудит".
Официальный представитель "АвтоВАЗа" отказался комментировать "Газете.Ru" причину ликвидации подконтрольного предприятия, сославшись на закрытый характер этой информации. Руководство "ЗАКа", а также представители нижегородского "Автокомпонента" не ответили на телефонные звонки.
Завод приобретался с перспективой сделать для себя поставщика комплектующих, когда была такая возможность, но сегодня иная политика – автопроизводители пытаются избавиться от всех активов, которые могут передать на аутсорсинг, убежден партнер аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто.
"Это мировая тенденция, уже нет в мире заводов полного профиля, может, в Иране только остался.
"АвтоВАЗ" планировался и строился в 1960-х годах по существующим тогда схемам, как завод полного профиля.
Сейчас же он бы и рад был избавиться даже от литейного производства, но не получается. Приходится самим производить двигатели, например. Но от чего-то он будет избавляться, потому что это такая тенденция", – заметил в беседе с "Газетой.Ru" Моржаретто.
Свежие комментарии