Автомобильный завод "Моторинвест", входивший в некогда обширную бизнес-империю семьи предпринимателей Резниковых (экс-владельцев "Ирито") смог избежать банкротства. Владельцы завода после разрыва контракта с автокомпанией Changan не смогли найти ей замену, но успели истребовать у Минпромторга субсидии на 224 млн рублей.
Финансовое положение у предприятия критическое, и в случае наступления банкротства вернуть казенные деньги не получится, полагают эксперты.Арбитражный суд Липецкой области рассмотрел дело в рамках иска о признании банкротом автозавода "Моторинвест", расположенного в деревне Гребёнкино Липецкой области. Согласно данным Картотеки арбитражных дел, с соответствующим иском обратилась подмосковная компания "Галреахим", которая реализует гальванические добавки, использующиеся при антикоррозийной обработке кузовов в автопроме.
В суде в качестве третьей стороны выступало ООО "Парус", с которым "Галреахим" заключил договор уступки прав требований к "Моторинвест" на сумму 536,8 тыс. рублей. Приняв это во внимание, суд заменил заявителя по делу на "Парус", а после выплаты долга прекратил производство, отметили в администрации Липецкой области.
"Был подан иск, мы это компанию мониторим, эту ситуацию отслеживаем.
Сумма иска была небольшая, на текущий момент задолженность погашена, и дело о банкротстве закрыто", – рассказала "Газете.Ru" начальника областного управления инвестиций и инноваций Евгения Локтионова.
С 2016 года компания "Моторинвест" занималась сборкой китайских автомобилей марки Changan в индустриальном парке "Рождество". Однако китайская сторона не продлила контрактную сборку на 2019 год, отказавшись от сотрудничества с россиянами. Сейчас все машины Changan поставляются самостоятельно российским представительством марки из Китая. В том же году у "Моторинвест" начались проблемы с выплатами зарплаты. По сообщениям прокуратуры Краснинского района Липецкой области, компания выплачивала несвоевременно и не в полном объеме зарплату работникам, а также нарушались сроки расчета с увольняемыми сотрудниками. Согласно базе "СПАРК Интерфакс", последние финансовые показатели компании представлены за 2019 год: оборот за отчетный период составил 128,6 млн рублей, против 171 млн рублей годом ранее. При этом чистый убыток достиг 57 млн рублей, против убытка в 54 млн рублей в 2018 году. По мнению юриста и автоэксперта Сергея Ифанова,
куда более критично то, что у "Моторинвеста", согласно данным баланса за 2019 год, в пассивах сформировался непокрытый убыток в 1,33 млрд рублей, а краткосрочные обязательства составляют 533 млн рублей.
"Если судить о финансовой устойчивости предприятия по тем данным, которые они представляют налоговой, то у компании очень неважное состояние. В этом свете совершенно понятно, почему с долгом всего в полмиллиона рублей они дошли до иска о банкротстве", – сказал Ифанов.
Пока что суммарные судебные претензии истцов "Моторинвеста" не превышают 8 млн рублей, но среди негативных факторов также есть решение ФНС о приостановке операций по счетам и отсутствие собственного капитала.
Еще один иск на более существенную сумму может привести к возобновлению процедуры банкротства автозавода, полагает юрист.
В тоже время, по данным базы "Госрасходы" Счетной палаты, компания "Моторинвест" с 2014 по 2019 год заключила с Минпромторгом соглашение на получение госсубсидий на сумму 224,2 млн рублей. Деньги давались в частности на такие цели, как возмещение организациям автомобилестроения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В министерстве не смогли оперативно пояснить "Газете.Ru", весь ли объем субсидий дошел до компании.
На сайте "Моторинвеста" указано, что он расположен на территории индустриального парка "Рождество". В администрации Липецкой области сообщили, что эта компания является также управляющей этого парка. По указанному на сайте телефону никто не ответил, отправленные на почту "Моторинвеста" вопросы "Газеты.Ru" о финансовом состоянии также остались без комментариев. Помимо самого автозавода участниками парка также является компания "Юнивайр", которая занимается производством электропроводки для бытовой техники и автомобилей.
"Парк находится в статусе активно действующего, они ("Моторинвест" - "Газета.Ru") по-прежнему являются управляющей компанией и работают совместно с нами в плане привлечения инвесторов и резидентов", – сказала Евгения Локтионова из управления инвестиций и инноваций Липецкой области.
Доходы от сдачи в аренду площадей нескольким резидентам и управления парком не смогут покрыть текущие убытки "Моторинвеста",
убежден независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Не получится у этой компании привлечь на свое производство и иностранных автопроизводителей, поскольку они располагают довольно старым оборудованием, некогда закупленным под сборку снятого с производства в Китае внедорожника Great Wall Hover.
"Сложно сказать, что будет с этим заводом. Им логичнее перепрофилироваться под выпуск автокомпонентов. Нового партнера найти на производство автомобилей уже точно не получится", – сказал "Газете.Ru" Бургазлиев.
Что касается государственных субсидий, то в казну они уже не вернутся даже если завод признают банкротом и будет сформирована конкурсная масса, уверен эксперт. Если документально подтверждено, что, имея право на субсидии, "Моторинвест" направил их на соответствующие цели, "то у государства уже претензий быть не может", заключил консультант по автопрому.
По данным газеты "Известия", завод "Моторинвест" контролируется семьей бизнесменов Резниковых. Еще в 2019 году Алексей Резников был гендиректором этой компании, позже уступив должность наемному управленцу Александру Лапину. Изначально Резниковы были известны, как владельцы "Ирито" (ныне банкрот) – обширной дилерской сети и завода, представлявших продукцию китайской компании Great Wall.
В 2016 году Great Wall обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском о взыскании с "Ирито" задолженности в $50 млн, утверждая, что российская сторона не рассчиталась с ними за поставленные машинокомплекты. Руководство "Ирито" тем временем инициировало процедуру ликвидации этой компании, а также ее региональных дилерских филиалов. Арбитраж отказал Great Wall в иске, выявив то, что договоры были заключены не с "Ирито", а с фирмами-пустышками, которые также стали банкротами.
Свежие комментарии