В Иванове завершился VII фестиваль российских телесериалов "Пилот". Из 17 шоу, отобранных в основной конкурс, зрителям больше всего полюбилась школьное мокьюментари "Олдскул" с Марией Ароновой, а жюри наградило акушерскую драму Анны Кузнецовой "Дыши" с Мариной Александровой. Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков рассказывает о восьми личных фаворитах фестиваля — в алфавитном порядке.
Пережив предельно неудачный конкурс в 2024 году, фестиваль "Пилот", похоже, сумел вернуться в прежнее русло. От сомнительной идеи доверить формирование программы людям из индустрии (вместо кинокритика Егора Москвитина предыдущий "Пилот" собирали сценаристы Сергей Минаев и Андрей Золотарев), по всей видимости, все-таки отказались: новым программным директором стала критикесса Мария Токмашева, а первую в истории смотра документальную секцию курировала ее коллега Наталия Григорьева. Эти назначения в каком-то смысле уравновесили гендерную гомогенность состава жюри конкурса игровых сериалов, которые в этот раз оценивали исключительно мужчины: режиссеры Константин Буслов, Александр Велединский, Александр Котт и Петр Тодоровский. Вот некоторые из увиденных ими проектов.
"Дыши", реж. Анна Кузнецова, конкурс игровых сериалов
Где и когда смотреть: в Okko — летом 2025 года
Самым ожидаемым сериалом "Пилота-2025" была акушерская драма "Дыши" — второй крупный проект постановщицы Анны Кузнецовой, чей дебютный полный метр "Каникулы" за полтора года с премьеры на фестивале "Маяк" пришел к практически культовому статусу. Радикального сюжетного поворота, к счастью, не случилось: "Дыши" действительно оказался лучшим шоу смотра (жюри с этим согласилось).
В центре сюжета — известная акушерка Лера (Марина Александрова), которая выступает за естественные и мягкие роды (в рамках доказательной медицины). В свои 42 она в одиночку растит троих детей — и при этом умудряется вести крайне успешную карьеру. Однако все рискует измениться, когда она соглашается принять роды у Маши (Дарья Верещагина), молодой любовницы влиятельного бизнесмена Шахова (Петр Буслов). В силу выбранной темы сериал лишен обманчиво спокойной меланхолии, царившей в "Каникулах": первый эпизод "Дыши" предвещает захватывающие эмоциональные качели, а участие Кузнецовой предполагает тщательную, нюансированную драматургию (сценарий Елены Кондратьевой, Светланы Штебы и Ильи Маланина, собственно, тоже был отмечен жюри)."Нам покер", реж. Рустам Ильясов, конкурс игровых сериалов
Где и когда смотреть: на Wink — неизвестно
Под конец первого дня конкурсных показов зрители "Пилота" столкнулись с тинейджерским дабл-фичером, где трудные подростки встревают в неприятные истории с криминальным душком — по схеме сериала Бориса Акопова "На автомате". О первом проекте речь пойдет ниже, а вторым стал "Нам покер", в котором акоповское шоу смешалось с "Поедем с тобой в Макао", выдающейся картиной Романа Михайлова про мир петербургского покерного андеграунда. По сюжету трое питерских студентов (Артем Кошман, Тимофей Елецкий и Улан Адамбаев) пытаются организовать собственное подпольное казино, но это, разумеется, выходит им боком. Режиссером "Нам покер" выступил Рустам Ильясов, который снимал первые три сезона отличного сериала "Трудные подростки" — и по сути стоял у истоков того хлесткого пацанского хип-хоп-стилька, что позднее перекочевал в другие тинейджерские шоу (тут он, естественно, тоже присутствует). До высокой планки "Трудных" — по крайней мере, в первой серии — эта буксующая история не допрыгивает, так что инстинктивно тянет сбросить карты (даже несмотря на то, что в руку приходит и дама с валетом — Саша Бортич и Петр Скворцов). Но какой-то кредит доверия у Ильясова точно есть — вероятно, придется его использовать.
"Нормальный", реж. Владислав Иконников, конкурс игровых сериалов
Где и когда смотреть: на Kion — в 2025 году
В прошлом году на "Пилоте" показывали роуд-муви-сериал "Она такая классная", где звезда "Слова пацана" Лев Зулькарнаев играл парня с расстройством аутистического спектра. В этот раз примерно те же люди привезли на смотр драмеди с другим актером из "Слова пацана" в роли парня с РАС, Андреем Максимовым, — и с примерно тем же названием "Он просто чудо" (актуальный вариант — "Нормальный"). Если "Она такая классная" отсылал к "Форресту Гампу", то "Нормальный" снят с явной оглядкой на "Пролетая над гнездом кукушки": главный герой сериала в исполнении Григория Верника (сам нейротипичный, но растящий нейроотличного сына) по недоразумению попадает в психиатрическую клинику, наводит там шороху, а также заводит дружбу с персонажем Максимова (и певцом Шурой, который феерично изображает самого себя). Первый эпизод производит туманное впечатление: он перегружен сюжетными разветвлениями, но некоторые разрывные шутки и попытка аккуратно подойти к общественно значимой теме слегка перевешивают чашу весов. В общем, действительно нормальный, разве что приз за режиссуру должен был достаться Кузнецовой, а не Владиславу Иконникову.
"Олдскул", реж. Александр Жигалкин и Евгений Шелякин, конкурс игровых сериалов
Где и когда смотреть: на Premier, Start и ТНТ — в 2025 году
Если "Дыши" был очевидным лидером в борьбе за симпатии жюри, то "Олдскул" проявил себя самым убедительным краудплизером смотра — и ожидаемо удостоился приза от зрителей. С одной стороны, это учительское мокьюментари в духе "Начальной школы "Эбботт", а с другой, злой брат "Мамонтов", где добрый дедушка Юрий Стоянов находил общий язык с внучкой подросткового возраста. В "Олдскуле" не слишком добрая Мария Павловна Трифонова (Мария Аронова, награжденная как лучшая актриса), математичка суровой советской закалки, устраивается в "инновационный" лицей на Рублевке (прогимназия "Хорошкола" напоминает прогрессивный колледж из четвертого сезона "Сексуального просвещения" — с учетом, разумеется, российских реалий). Туда только что перевелась ее внучка Настя (Таисья Калинина), с которой они не виделись около десяти лет — после того, как дочь Трифоновой (Надежда Жарычева) оборвала с ней контакты. От привычных методов Мария Павловна отказываться не планирует, но, кажется, придется — если не ради должности, то во имя воссоединения семьи.
"Попадос", реж. Александр Собичевский, конкурс игровых сериалов
Где и когда смотреть: на Kion — в 2025 году
"Нам покер" миксовал "На автомате" с "Поедем с тобой в Макао", а "Попадос" смешивает его с "ЮЗЗЗом" Стаса Иванова (у которого сейчас выходит предположительно недурный "Высокий сезон"). Здешняя троица пэтэушников не такая предприимчивая и не открывает игорных заведений, а всего лишь рассчитывает порезать бесхозный башенный кран на металлолом. В процессе герои Макара Хлебникова, Антона Шокалюка и Шарифбека Закирова становятся случайными свидетелями бандитской стрелки с летальным исходом, после чего за ними начинает охоту главарь местной преступной группировки. Последнего изображает харизматичный Андрей Прытков из сериала "1703" (который российские кинокритики, в том числе автор этого текста, назвали лучшим отечественным шоу 2022-го) — по сути он, как и Антон Кузнецов в "ЮЗЗЗе", тащит груз зрительского интереса в одиночку. Так что хотя бы в смысле кастинга случился один попадос в яблочко.
"Тайный знак", реж. Станислав Светлов, конкурс игровых сериалов
Где и когда смотреть: на ТВ-3 — в телесезоне 2025/2026
После освоения кинематографического наследия девяностых (фильм "Особенности национальной больницы" по сценарию Александра Рогожкина, автора оригинальных "Особенностей…") режиссер Станислав Светлов ("Ада") переключился на телевизионную сокровищницу нулевых. Его "Тайный знак" — это ребут одноименного мистического сериала, выходившего на ТНТ 20 лет назад, — про подростков, секты и другие очень странные дела. В новой версии тоже пропадают школьницы, а тинейджеры собираются в тайные общества: ТВ-3 в очередной раз напоминает, что у нас есть канал The CW дома. В актерском составе — Олег Чугунов ("Майор Гром: Чумной доктор", "Поедем с тобой в Макао") и Диана Енакаева ("Преступление и наказание", "Последний ронин").
"Фейк", реж. Алексей Кузмин-Тарасов, конкурс игровых сериалов
Где и когда смотреть: в Okko — неизвестно
В детективном триллере "Фейк" звезда "Слова пацана" и "Трудных подростков" Анастасия Красовская играет Риту — молодую учительницу биологии из провинциального лицея. Она ведет сравнительно успешный научпоп-видеоблог, встречается с милым парнем (Эльдар Калимулин), а еще собирается в скором времени переехать в Москву, чтобы вести там научную деятельность. Этим планам, однако, может помешать таинственный киберсталкер-шантажист, который начинает терроризировать девушку — и чьи действия быстро аукаются в офлайне. Тогда Рита решает начать самостоятельное расследование. И хотя перед близкими она делает вид, что все в порядке, тревога стремительно растет (режиссер "Неверных" Алексей Кузмин-Тарасов не отходит от темы женщин на грани нервного срыва). Там, где "Фейк" недобирает в области сценария, он задавливает липкой атмосферой в тонах финчеровской "Девушки с татуировкой дракона" — подчеркнуто мрачных, из-за чего белые волосы героини Красовской, в свою очередь, производят особенно яркое впечатление.
"Черкизон. Ад и Рай новой России", реж. Вадим Ватагин, конкурс документальных сериалов
Где и когда смотреть: в Okko — неизвестно
В этом году у "Пилота" появился документальный конкурс. Победил проект "Арт — это я. Цирк" (скорее всего, из-за дрессировщицы овечек и, собственно, овечек в кадре), а самым ярким был "Черкизон. Ад и Рай новой России" о печально известном рынке, который существовал в Москве в 90–00-х. На фестивале показали только первую серию из трех — с подзаголовком "Рай". В ней самому "Черкизону" уделено не так много внимания: авторы сосредотачиваются на выписывании портрета предпринимателя Тельмана Исмаилова и пейзажа богемной жизни столицы, местом силы которой служил ресторан "Прага". В числе задействованных "говорящих голов" — свидетели и акторы эпохи: певицы Лада Дэнс и Маша Распутина, продюсеры Иосиф Пригожин и Евгений Кобылянский, участник группы "Экс-ББ" Гия Гагуа и многие другие. Зрелище — по ряду причин, в том числе случайных — довольно завораживающее.
Свежие комментарии