29 июня группа The Retuses выступит на фестивале Bosco Fresh Fest в московском Дворце пионеров. "Газета.Ru" поговорила с лидером и бессменным участником коллектива Михаилом Родионовым о первом за пять лет альбоме "OMYT", творческом кризисе, современной музыке и поэзии.
— О The Retuses заговорили в начале 2010-х.
Затем вышли два альбома — "Waltz Baltika!" и "Astra". Расскажи, пожалуйста, что изменилось за эти девять лет?- Что касается студийной работы, то я стал больше выверять и анализировать. Сам процесс записи стал намного сложнее. Если раньше, например, на альбоме "Waltz Baltika!", я исходил от мелодизма, то со времен записи "Astra" я стал больше фокусироваться на тембрах инструментов, на эффектах, динамике и лирике. Что касается концертов, то я, как и раньше, не понимаю, что я делаю на сцене, почему на меня смотрят люди. — В марте вышел новый альбом "OMYT". Ты много рассказывал о записи альбома, о создании саунда и музыки. Над чем все-таки было работать интереснее всего?
- Не знаю, с чем это связано, но в последние годы меня мало что впечатляет. Звук и работа над ним - едва ли не единственное, что способно меня заинтересовать и вызвать какие-то эмоции. Я могу неделями экспериментировать с подбором и расстановкой микрофонов, с приборами в звуковой цепи - искать нужный мне звук.
Вообще, я довольно самокритичен и, возможно, слишком требователен к самому себе.
Порой мое самобичевание выливается в какие-то радикальные формы: я хочу продать инструменты и аппаратуру, куда-то уехать и вообще перестать заниматься музыкой. По моим наблюдениям, такое происходит со мной два раза в год - весной и осенью. Смешно, но это действительно напоминает сезонные обострения душевнобольных. — Лирический герой в "OMYT": кто он? Сколько в нем от тебя и твоих личных историй?
- Я никогда не давал пояснений к своим альбомам. На подсознательном уровне - возможно, но в целом - там нет ничего от меня. На этом альбоме очень неоднозначная лирика в плане посыла и символов. Если его анализировать, то возможны бесконечные вариации развития сюжета. Любая трактовка альбома слушателем будет верной. — Ты говорил, что изначально планировал написать пьесу. В будущем ты бы хотел попробовать себя в театральном искусстве?
- Я не знаю, куда меня занесет завтра. Но мне интересны любые формы искусства, да. — О чем ты подумал, когда выпустил "OMYT"? Все-таки прошло пять лет.
- Я до сих пор не до конца осознаю, что он наконец доделан и выпущен. Я всегда переживаю, когда выпускаю альбомы, всегда чувствую какое-то давление от "ожидания аудитории". В плане восприятия, понимания и работы со звуком "OMYT" - самое сложное, что я когда-либо делал. Я боялся быть непонятым, опасался, что осуждение альбома моими же слушателями навеет меня на мысль о том, что я впустую потратил пять лет своей жизни. К счастью, такого не произошло.
— Следишь ли ты за комментариями, реакциями в соцсетях? Сейчас артистам нужно постоянно быть в контакте с поклонниками. Согласен?
- Когда ты столько лет предоставлен самому себе и судишь о материале, исходя исключительно из собственных ощущений и своего "чувства прекрасного", то в какой-то момент можешь потерять объективность. Со мной такое случилось за месяц до релиза. Тогда меня выручили друзья.
На момент выхода альбома мне было крайне интересно узнать, что люди о нем думают.
Я периодически мониторил соцсети, создал обсуждения в группе лейбла "Castlelock", где каждый мог предложить свой вариант трактовки, поделиться связанными с альбомом историями. Мне очень нравится такое взаимодействие с аудиторией, оно мне кажется максимально приближенным к нормальному человеческому диалогу. — Твои тексты всегда были очень поэтичны (и на последнем релизе, к слову, не обошлось без Маяковского). Что думаешь про современную поэзию?
- Несколько лет назад, когда гремел Versus [Battle - прим. "Газета.Ru"], я бы назвал рэп новой формой поэзии, сегодня - нет. Вылезло очень много посредственности и графомании. Из поэтов я бы выделил Сережу Долгополова, но я опоздал, он умер в 2017-м.
— А про музыку?
- Из российских артистов я бы выделил Хаски, Gruppa Skryptonite, "Увулу", Масло Черного Тмина, Мак Сима Мглу, Аффинаж, Мишу Мищенко и "Нотэберд". Вообще, я практически не слежу за музыкой, так как устал расстраиваться. Если бы и артисты, и индустрия, включая продюсеров, битмейкеров, звукорежиссеров, подходили бы ответственно и креативно к тому, что они выпускают, то мы не пришли бы к эпохе однодневных и неотличимых друг от друга хитов российского поп-рэпа, записанного за пять минут в Fruity Loops или GarageBand, звучащего по принципу "громче - лучше". Еще больше расстраивает то, что на это есть спрос, и что большинству такие вкусы навсегда привиты. Отсюда культурная ксенофобия и регресс.
— С недавних пор многие музыканты в России высказываются на социальную/политическую тематику. Достаточно вспомнить прошлый год с отменами концертов, в частности, Хаски и группы ic3peak. Следил ли ты как-то за происходящем?
- Да, я следил. Очень печально, что такое возможно в 21 веке. Бессмысленно пытаться контролировать и цензурировать культуру, так как она по своей сути неподвластна какой-либо системе и нормам. — В эту субботу, 29 июня, ты выступаешь на Bosco Fresh Fest. В одном из своих интервью ты рассказывал, что концерты для тебя - "невероятный стресс"? Как обстоят дела с фестивалями?
- С фестивалями дела обстоят еще хуже. Обычно на них ограничено время саундчека, а так как у нас довольно много инструментов, то не всегда успеваешь должным образом отстроить звук на сцене. А если я не контролирую инструменты и динамику во время концерта, то могу в считанные секунды потеряться и несколько недель переживать из-за неудачного выступления. — В этому году среди хедлайнеров фестиваля представлен британец Джеймс Блейк, которого ты как-то упоминал в списке авторов любимых альбомов. Раз звезды так сложились, и вы выступаете на одной площадке, хотел бы посотрудничать с ним? - Да, конечно. Но я не люблю навязываться.
— Сейчас в бесконечном потоке фрешменов, которые быстро становятся звездами, а потом также резко потухают, как музыканту сохранить свою индивидуальность и не впасть в забвение?
- Забыть про забвение и делать то, за что тебе не будет стыдно спустя десятки лет.
Свежие комментарии