5 декабря в онлайн-кинотеатре "Иви" целиком вышел детективный сериал "Враг у ворот", созданный при поддержке Института развития интернета, - о сотруднике МУРа, борющемся с преступностью в локациях военной Москвы 1941 года. "Газета.Ru" приводит три причины, почему проект стоит оценить не только поклонникам военных фильмов и личным фанатам Филиппа Янковского.
Новый ракурс Великой Отечественной войны и самобытность
Тема Великой Отечественной войны вот уже 80 лет является системообразующей в отечественном кинематографе. Про подвиг наших прадедушек и прабабушек сняли, кажется, десятки тысяч фильмов и сериалов - в том числе великих и, к сожалению, посредственных.
Посредственных в какой-то момент, надо признать, стало больше, чем великих. Причиной тому лишь в редких случаях были "диверсии" отдельно взятых режиссеров - зачастую у авторов, снимавших о героизме советского народа, просто не находилось нового ракурса, под которым можно было в очередной раз осветить Великую Отечественную. А если он и отыскивался, то вместо достойного преемника "Летят журавли", "А зори здесь тихие" или "Иди и смотри" на экран выходили крайне спорные "Сволочи" (и не только они, конечно, просто брошенный Владимиром Меньшовым конверт до сих пор в памяти у многих).
~"Враг у ворот" - редкая по нынешним временам картина, успешно справляющаяся с обоими пунктами: она и не позволяет себе провокаций, и дает зрителю новый сюжет в декорациях вечной темы.~ Сериал Никиты Грамматикова ("Ева, рожай!") частично заходит на поле культового телефильма "Место встречи изменить нельзя" - это тоже детектив и тоже о харизматичном сотруднике МУРа, борющемся с преступностью. Однако параллели с великой работой Станислава Говорухина здесь остаются именно тонкими, аккуратными параллелями. Проект даже при желании нельзя записать в ремейки (которые нередко оказываются еще и гнусными пародиями) - причем не только "Места", но чего бы то ни было. Как минимум из-за нечастого для жанра места действия (холодная Москва 1941-го, где орудуют преступники), готовящегося покушения на Сталина и самобытных персонажей, среди которых, например, испаноязычная подруга главного героя Александра Гарсия.
Ну и да, "Враг у ворот" самобытен еще тем, что все его серии вышли разом. Это, если вы вдруг не следите за сериальной индустрией, большая редкость для стримингов по нынешним временам, где проекты - в том числе абсолютно цельные произведения - растягиваются на месяцы, превращаясь из серьезного хорошего кино в максимум попкорновое развлечение на вечерок (не надо так!).
Нуарная Москва и грань честности
У многих проектов о Великой Отечественной войне, если не касаться грандиозных в плане бюджета вещей, есть еще одна общая симптоматика - им не хватает нестыдного по меркам эпохи визуала, из-за чего даже достойные в сюжетном смысле работы режут глаза дешевизной и безвкусностью "ментовских" сериалов нулевых. ~"Враг у ворот" этой участи избежал, гармонично смешав советскую эстетику со страшным духом войны и - внезапно - нуаром~ (при этом никого, кажется, не обидев).
Коллеги смело и отчасти справедливо выделяют в сериале комиксные нотки, и такие тезисы никого не должны смущать - комиксы это ведь не только ярко-детский "Человек-паук" или дошкольный "Микки Маус", но и вполне себе мрачно-серьезные вещи по типу "Города грехов" или "Сквозь снег". В детективном триллере Москва получилась одновременно узнаваемой и совершенно неизвестной, будто из другого мира, где можно затеряться даже на центральных улицах и где над городом повис почти беспросветный мрак. Причем подобное визуальное решение даже объясняется сюжетно: столицу было не узнать из-за маскировки стратегически важных объектов, которая мешала авиации нацистских захватчиков.
Нуарно-комиксное обличие при этом четко соблюдает грань, не позволяя себе перейти черту - в том числе и в упрощении темы, к которой проект обращается. "Враг у ворот", говоря о великом подвиге советского народа, не позволяет себе показывать идеалистическую картинку, которая невозможна, когда речь идет об ужасе войны. Героизм простых людей здесь существует не в вакууме, но рядом с уличной преступностью, воспользовавшейся приближением врага, а также несправедливыми репрессиями честных и любящих свою Родину граждан. И сам подвиг от того воспринимается еще более великим, настоящим - без тени той самой карикатурной комиксности.
Филипп Янковский и не только
Стоит признать - Филипп Янковский уже давно является неким ультимативным решением для российских продюсеров; даже небольшая роль гениального актера способна сделать из посредственного проекта что-то как минимум достойное упоминания. Что уж говорить, когда члену великой династии достаются центральные персонажи: во "Враге у ворот" он (как всегда, великолепно) сыграл диверсанта Павла Турсунова, который пытается убить Сталина из мести за родителей. Противостоит Турсунову по сюжету МУРовец Захар Мятов (Александр Новин, известный по фильму "Время первых") - незадолго до нападения нацистов на СССР его несправедливо арестовывают, и от расстрела оперативника спасает лишь внезапно возникшая нехватка кадров.
Помимо Янковского и Мятова, классно проявила себя во "Враге у ворот" Мария Смольникова ("Дочь"), которая сыграла супругу Мятова, волею судеб променявшая счастливую семейную жизнь на этап. А также Кристина Работенко (небольшие роли в "Медиаторе" и "Неверных"), перевоплотившаяся в яркую иностранку Гарсию.
Сериал "Враг у ворот"
Дата премьеры: 5 декабря 2024 года
Продолжительность: 8 серий по примерно 50 минут
Режиссер: Никита Грамматиков
В ролях: Александр Новин, Филипп Янковский, Кристина Работенко, Сергей Варчук, Заза Чантурия, Ольга Ефремова, Дмитрий Журавлев, Мария Смольникова, Сергей Гурьев, Никита Абдулов
Где смотреть: "Иви"
Свежие комментарии