Еврокомиссия начала штрафную процедуру в отношении Венгрии из-за нарушения законодательства Евросоюза. В июне Суд ЕС постановил, что закон, обязывающий все НПО раскрывать источники дохода, не соответствует нормам права союза. Однако Будапешт проигнорировал его решение. Теперь Еврокомиссия грозит вернуть дело в суд и предложить санкции.
Есть ли у Евросоюза рычаги давления на Венгрию - разбиралась "Газета.Ru".Европейская комиссия грозит обратиться в Суд Евросоюза в отношении правительства Венгрии, в связи действующим в стране законом о неправительственных организациях. Эта инициатива требует от НПО раскрывать свои источники финансирования.
"У Венгрии есть два месяца, чтобы ответить на вопросы, поднятые Европейской комиссией. В противном случае она может принять решение о возврате дела в Суд Евросоюза и предложить финансовые санкции", - отмечается в документе.
18 февраля Еврокомиссия направила официальное уведомление правительству премьер-министра Виктора Орбана. В письме говорится, что закон об общественных организациях "угрожает роли гражданского общества как независимого субъекта", создавая при этом "атмосферу недоверия к ним, а также ограничивая частную жизнь доноров".
Сам нормативный акт, с позиции Еврокомиссии, нарушает законодательство Евросоюза, и направление письма Орбану - первый шаг процедуры по пресечению правонарушения.
ЕК обратилась в суд с требованием признать инициативу о неправительственных организациях в Венгрии незаконной в 2019 году. В июне Суд Евросоюза удовлетворил ее иск, пояснив, что Будапешт нарушает правила ЕС о свободном перемещении капитала, а также права на защиту данных и свободу объединений.
"Организации гражданского общества - неотъемлемая часть наших демократий. Мы должны их поддерживать, а не бороться с ними", - заявила в четверг заместитель главы Еврокомиссии Вера Журова.
Закон о неправительственных организациях был принят в Венгрии еще в 2017 году. НПО обязали декларировать пожертвования и гранты в размере более €24 тыс. и публиковать всю информацию о них. В отношении тех организаций, которые нарушат требования, может быть принято решение о прекращении их деятельности.
Критики Виктора Орбана сразу же заявили, что закон разработан в рамках неприятия к американскому миллиардеру венгерско-еврейского происхождения Джорджу Соросу. Он финансирует программы, направленные на развитие демократических институтов в тоталитарных государствах, в частности, он финансирует ряд венгерских НПО, помогающих беженцам.
А власти Венгрии - одни из наиболее негативно настроенных к решению ЕС "открыть двери" для мигрантов. Будапешт, к примеру, попросту отказался имплементировать постановление Совета ЕС от 2015 года о перераспределении беженцев.
Отношения между Орбаном и Соросом близки к враждебным. Венгерский премьер уверен, что именно его оппонент ответственен за миграционный кризис в ЕС, способствуя прибытию на континент миллионов мигрантов. Спустя год после принятия закона об НПО Будапешт также одобрил пакет законов под названием "Стоп Сорос".
Инициатива обязывает все НПО, "способствующие в какой-либо форме нелегальной миграции", проходить специальную регистрацию и регулярно отчитываться о своей деятельности. Те организации, которые получают более половины финансирования из-за рубежа, были обложены налогом в 25%. Также в "Стоп Сорос" содержится ряд мер, направленных, в целом, на ужесточение миграции.
У Виктора Орбана действительно есть причины, чтобы отстаивать эти инициативы перед Евросоюзом, отмечает в разговоре с "Газетой.Ru" руководитель Центра исследований стран Восточной Европы МГИМО Даниил Чугунов.
"Друзья Джорджа Сороса, как и он сам, давно "раскачивают лодку", являясь бенефициарами многих неправительственных организаций как в Венгрии, так и других странах ЕС. Через такие экологические, культурные и общественные организации в Венгрии, которые теперь серьезно ущемлены в правах, формируются противовластные настроения, невыгодные Виктору Орбану. Венгерский премьер-министр в отличие от большинства своих европейских коллег строит политику на основе сильной авторитарной власти, что, естественно, не нравится Союзу", - отмечает эксперт.
Действительно, законы об НПО - далеко не единственный повод для противоречий между Будапештом и Брюсселем. Евросоюз обвиняет Виктора Орбана и его партию "Фидес" в установления контроля над оппозицией, СМИ, религиозными группами, научными кругами, судами и частным сектором.
"Что касается правовой стороны, Европейская комиссия имеет право подачи иска против государства-члена ЕС - это стандартная практика, более того, в соответствии с законодательством ЕС в рассматриваемом случае у института есть все основания. Здесь не стоит политизировать. В связи с тем, что Европа не может сдержать национальные идеи Венгрии (как, например, и Польши) даже в правовом поле, институты ЕС и отдельные представители европейской власти угрожают санкциями, которым в реальности крайне тяжело увенчаться успехом ввиду критерия единогласия в Совете ЕС", - говорит собеседник "Газеты.Ru".
Иными словами, реальных рычагов давления у Евросоюза нет, для принятия любой существенной меры, в том числе финансовых санкций, ему нужны голоса всех членов содружества. В любом процессе, начатым Брюсселем в отношении Будапешта, он может смело рассчитывать на поддержку как минимум одного члена ЕС, который оказался в той же ситуации и почти наверняка окажет Орбану услугу хотя бы из чувства солидарности. Речь идет о Польше.
В отношении Варшавы у Брюсселя схожие претензии, что и к Будапешту. Более того, в отношении Польши также начата штрафная процедура. Из-за судебной реформы еще в апреле Еврокомиссия дала два месяца польскому правительству, чтобы ответить на все претензии Брюсселя. В ЕК считают, что реформа польского законодательства ослабила базовый принцип независимости судебной системы, поставила судей в более серьезную зависимость от исполнительной власти. В конце января Польше отвели месяц для ответа на обвинения в нарушении независимости судебной системы в этой стране.
"Ничего нового в политической плоскости Союза не происходит: если у одного пусть и неправового по логике ЕС государства (Венгрии) есть союзник по какому-либо вопросу (Польша), серьезных негативных последствий для страны не возникнет: исключение из Союза юридически невозможно, а персональные санкции против отдельных политиков просто немыслимы и приведут к краху современной европейской цивилизации, формирующейся со времен Европейского объединения угля и стали", - резюмирует эксперт.
Свежие комментарии