
Социологи выяснили, к каким этносам россияне относятся с наименьшей толерантностью. Больше всего участников опроса, проведенного "Левада-центром", назвали "нежелательными" цыган, китайцев и вьетнамцев. По мнению экспертов, на любви и нелюбви россиян к приезжим сказался мундиаль.
Рейтинг "нежелательных" этносов составили эксперты "Левада-центра", основываясь на мнении 1600 совершеннолетних жителей РФ.
Согласно полученным данным, возглавили его цыгане - каждый третий респондент (32%) считает, что в России нужно ограничить проживание этого этноса. Причем всего за год россиян, придерживающихся этого мнения, стало почти в два раза больше: в 2017 года так считали всего 17% опрошенных.В опале оказались и китайцы: 31% респондентов считают их "нежелательными" (хотя в 2017 году так отвечало лишь 15%). Кроме того, многие россияне не хотели бы видеть в стране вьетнамцев - за год произошел рост с 12% до 26%. Как отметили социологи, представителей этих наций в основном рассматривают как конкурентов на рабочие места.
При этом меньше всего претензий из представленных социологами этнических групп оказалось к евреям: их не пускали бы в страну "всего" 12%.
Однако сказать, что антисемитизма в России нет, нельзя: в прошлом году негативное к отношение к евреям высказывали 4% участников опроса.
Ранее "лидерами" в этом рейтинге были "выходцы из Средней Азии" и "выходцы с Кавказа".
Социологи также выяснили, с какими этносами у россиян наибольшая социальная дистанция - то есть кого они не хотели бы видеть в качестве членов семьи, друзей или коллег. Там также на первом месте (43%) оказались цыгане. На втором и третьем месте поддержка изоляционистских барьеров в отношении "темнокожих" (33%) и "выходцев из Средней Азии" (30%).
Каждый четвертый россиянин "не хочет иметь дело" с китайцами и чеченцами (по 27%), а каждый пятый - с украинцами (22%). При этом в августе 2010 года только 13% россиян заявляли о враждебном отношении к гражданам соседнего государства. Кандидат социологических наук, научный сотрудник "Левада-центра" Карина Пипия говорит, что
ранее негативизм россиян в отношении Украины (точнее, ее руководства) в целом не переносился на ее жителей, однако чем дольше длится конфликт между обеими странами, тем сильнее выражается неприязнь как к трудовым мигрантам с Украины, так и к обычным гражданам.
По данным исследователей, все большее распространение получают дискриминационные объявления о вакансиях или аренде квартир: они встретились 87% респондентов. 39% опрошенных высказали лояльное отношение к такой практике: 29% относятся к ним с "пониманием", а 10% одобряют подобные ограничения в сфере трудового найма и сдачи жилья. "Никаких особых чувств" подобные объявления не вызывают у 27% респондентов, еще 21% заявили о "недоумении" или "возмущении".
"Бесспорно, такие объявления в большей степени привязаны к проблеме миграции, как внутренней (с Северного Кавказа в центр России), так и внешней (из среднеазиатских стран в Россию). Поэтому чем крупнее город, тем выше частота подобных объявлений и доля тех опрошенных, кто "с пониманием" относится к такой ограничительной практике сдачи жилья и найма на работу", - отмечает Пипия.
Среди сторонников объявлений "только для славян" больше всего жителей Москвы: они в силу масштабного миграционного потока в столицу более чувствительны к этой проблеме, констатируют специалисты.
По мнению Пипии, определенную роль в росте ксенофобских настроений в стране сыграл прошедший летом в России Чемпионат мира по футболу. Так, летом 2018 года неприязнь к США и странам ЕС резко упала на фоне активного общения болельщиков со всего мира.
Ряд экспертов связывают всплеск ксенофобии с ухудшением уровня жизни. "Мы начинаем не любить окружающих в тот момент, когда нам самим живется плохо. Когда человек живет спокойно и удовлетворен, его не волнует, что кто-то от него отличается. Однако как только ему становится уже по-настоящему плохо, появляется необходимость это "плохо" куда-то излить. Люди настолько устают, что готовы поддержать любой выплеск отрицательных эмоций", - пояснил "Газете.Ru" гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Свежие комментарии