На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 275 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Да?Может за свой счет? Кому врете?Полиция ФРГ: укра...
  • Eduard
    А чего насбоятся?Война на Украине изнза США и Европы.Связалась Украина с бандой !МИД Украины раскр...
  • Eduard
    Как вы заметили преступления друзей Америки нагло умалчиваются!Небензя: Россия в...

О советском автомобиле №1 — знаменитом "Запорожце"

22 ноября 1960 года с конвейера сошел первый ЗАЗ-965, выпускавшийся на заводе "Коммунар" в городе Запорожье. Культовый "Запорожец" сейчас - музейный экспонат, а в советские годы - желанный семейный транспорт. Про него говорили "дешево и сердито", шутили над "горбом", но все равно любили этот знаковый советский автомобиль.

"Горбатый", "ушастый", "чебурашка", "мыльница" — каких только прозвищ не было в народе для советских "Запорожцев". По-настоящему "народный" автомобиль в 60-е завоевал любовь населения. Какие бы недостатки не были ему присущи, для многих "Запорожец" и по сей день — часть семейной истории. Самый маленький и доступный, и, возможно, самый узнаваемый "Запорожец" ЗАЗ-965 сразу окрестили "горбатый" за форму кузова. В этом советский автомобиль стал братом итальянского Fiat 600, но отличался всем остальным — другой двигатель, коробка, подвеска и увеличенные шины. На ЗАЗ-965 ставили двигатели мощностью не более 27 "лошадей", которые располагались позади пассажирского салона, а багажник вопреки традициям — впереди. При желании прокатиться на "зазике" можно было на скорости 90 км/ч.

Тогда "Запорожец" стоил 1800 рублей, или около 16-18 зарплат рабочего. Впрочем, это в три раза дешевле "Волги".

"Молодцы, хороший подарок сделали нашим трудящимся", — оценивал тогда глава государства Никита Хрущев. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость тысячи бутылок водки (по 1,80 руб.). "Брошу пить, куплю машину", — подтрунивали тогда.

На ЗАЗ-965 гордо красовалась надпись "Запорожець". Первый автомобиль этого бренда любили за его миниатюрность, да и просто за возможность хоть на чем-то ездить. Большая страна в годы стремительного развития технологий нуждалась в легковых автомобилях. До "Запорожца" ездили в основном на общественном транспорте и мотоциклах — неудивительно, что ЗАЗ так быстро стал народным любимцем. Пусть и неудобный, зато неприхотливый. Для многих семей в СССР именно неказистый "Запорожец" стал первым автомобилем в семье.

"А вы знаете, почему у "Запорожца" багажник спереди? — Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать", — шутили тогда. Конечно, и по сей день внешний вид "Запорожца", да и его технические характеристики любят "подколоть", но шутят все-таки любя.

Для многих семей в 1960-е поездка к морю на собственном "Запорожце" была счастьем, тем более в годы расцвета автотуризма. Правда, маленький багажник приходилось дополнять конструкцией на крыше. "Консервная банка системы "Запорожец", — говорил про новый автомобиль ЗАЗ-966 герой Андрея Миронова из знаменитого советского фильма "Три плюс два". И все-таки он полюбился как героям, так и зрителям. Хорошая реклама автомобилю — в первую неделю проката фильм посмотрели 35 млн человек. Кстати, в фильмах потом "Запорожец" появлялся часто — и даже в фильме об агенте 007 в 1995 году Джеймс Бонд чинит "Горбатого".

А вот за границей машину восприняли серьезно. Несколько лет завод выпускал более комфортабельные ЗАЗ-965АЭ на экспорт под названием "Yalta".

ЗАЗ-966 получил совершенно другой кузов — на боковинах появились воздухозаборники, за которые автомобиль сразу получил прозвище "ушастый". Без них работающий по принципу воздушного охлаждения двигатель стал бы перегреваться. В 1969 году на экраны страны выходит мультфильм "Крокодил Гена", взрослые зрители сразу нашли сходство "Запорожца" с Чебурашкой и с удовольствием дали ему эту кличку. К тому же, никакого горба. А опоясывающая подоконная линия напоминала американский Chevrolet Corvair.

"Запорожец" ЗАЗ-966 — автомобиль для всех и каждого гласила советская реклама. Действительно, накопил деньги, прошел очередь, и ты — новоиспеченный автолюбитель.

"Я "Запорожец" заводил раньше даже в двадцатиградусный мороз. Знаете, как это сложно? Не знаете! Потому что не заводили никогда "Запорожец"", — рассказывал журналистам в 2010 году тогда премьер-министр Владимир Путин.

В 1972 году автомобиль получил новый индекс ЗАЗ-968 и почти ничем не отличался от своего предшественника. На этой модели "Запорожца" стали устанавливать ремни безопасности.

У пассажира переднего сиденья под ногами был маленький прямоугольный люк. "Вы можете припарковаться на замерзшем озере, прорубить лунку, опустить в нее леску, включить фонарик вот так, потом устроиться поудобнее и заняться рыбалкой. Даже в "Майбахе" не такого", — удивлялся ведущий Top Gear Джереми Кларксон.

В комплектации ЗАЗ-968М ушей не оказалось, и машину прозвали "мыльницей". Эта была самая массовая модификация. С 1980 года она выпускалась дольше остальных — 14 лет. На часть "Запорожцев" ставили 50-сильные двигатели, позволявшие разгонять автомобиль до 130 км/ч. Всего с 1967 по 1994 год было выпущено более 3 млн моделей 966 и 968. На модели 968М история бренда "Запорожец" закончилась, на смену пришла "Таврия". "Горбатые" и "ушастые" стали раритетами, но их владельцы смотрят на машину с улыбкой и ностальгией, ведь "Запорожец" вошел в историю как главный народный автомобиль.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх